магазинов в Петербурге
сб-вс с 10:00 до 20:00
Прошло уже 9 месяцев с момента вступления в силу Федерального Закона «О страховании автогражданской ответственности» (ОСАГО) и 3 месяца с того момента, когда наличие полиса ОСАГО у водителей стало обязательным. Что же произошло или изменилось за это время, как отреагировали автомобилисты России на введение этого закона?
1 июля 2003 года не стало переломным моментом в сознании автомобилистов, факт ввода в действие закона об ОСАГО не заставил большинство из них смириться с действительностью и начать страховаться. До конца 2003 года в органах законодательной власти шли постоянные споры о возможности пересмотра тарифов и изменении срока полного вступления закона в силу. 14 октября 2003 года депутатами Госдумы даже был принят в первом чтении законопроект о дополнениях и изменениях к действующему закону об ОСАГО, предусматривающий перенос введения закона на год. Кто-то считает это предвыборным ходом депутатов Госдумы, кто-то - защитой своих интересов, но в любом случае затея не удалась. В конце декабря 2003 года стало окончательно ясно, что закон полностью вступит в силу в ранее назначенный срок. По данным страховых компаний до этого момента водители не спешили оформлять полисы ОСАГО, и делали это только в случае купли-продажи автомобилей или при необходимости прохождения ежегодного ТО. В последние две недели 2003 года число оформленных полисов ОСАГО выросло во много раз. По данным Российского Союза Автостраховщиков на 1 февраля 2004 года было продано 16 млн. полисов ОСАГО, что соответствует 61,5% от объема российского автопарка.
Вся наша жизнь - борьба
Как обычно, русские люди ждут «пока гром не грянет» или надеются на авось. Но есть и те, кто не успокоился и пытается отстаивать свои права. Вот один любопытный пример, правда, не принесший его участнику желаемого результата. Пока. 21 января 2004 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила без удовлетворения заявление гражданина Королева А.Г. о признании недействующим и не подлежащим применению п.1 раздела 1 «Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» в части, устанавливающей ставку базового тарифа для физических лиц в размере 1980 рублей. В соответствии с п.1 ст.8 Закона об ОСАГО государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления ...экономически обоснованных тарифов. Заявитель полагает, что ныне действующие тарифы необоснованны (завышены за 300%). По сути требования заявителя сводились к тому, чтобы ему были предоставлены письменные доказательства этой самой экономической обоснованности. Однако представитель ответчика отметил, что критерии определения экономической обоснованности в законодательных актах РФ не сформулированы. Правительство действовало в рамках своих полномочий. В соответствии с законом об ОСАГО оно вправе устанавливать базовые ставки тарифов и коэффициенты к ним, что и было сделано. Какого-либо документа, содержащего расчеты величины базовой ставки и подтверждающего ее экономическую обоснованность, у правительства, как оказалось, нет.
Но по мнению прокурора оценка экономической обоснованности не относится к вопросам права, что поддержало и решение суда. После заседания Алексей Королев заявил о намерении обжаловать это решение в кассационной инстанции Верховного Суда РФ.
Надежда умирает последней
Есть правда и хорошие новости. По сообщению агентства ИНТЕРФАКС от 16 января 2004 года Минфин РФ готовит предложения по изменению средней стоимости полисов ОСАГО. По прогнозам руководителя департамента страхового надзора Минфина Константина Пылова, в результате в среднем снижение стоимости полиса ОСАГО может составить 18-20% и будет распространяться, по всей вероятности, на договоры, заключенные, начиная с середины 2004 годы. Он также подчеркнул, что "речь не идет о пересмотре базовых ставок, установленных по ОСАГО постановлением правительства" (1980 рублей). Пересмотру, по его словам, могут подвергнуться ряд коэффициентов, действующих в рамках ОСАГО, а также ставки бонусов за безаварийную езду или финансовые коэффициенты, наказывающие водителей, имевших страховые случаи в течение предшествующего периода страхования. Эти изменения в большинстве случаев можно сделать в рамках действующих законодательных актов. Право страховщика предоставлять 10% скидку для социально незащищенных категорий граждан также будет рассмотрено Минфином РФ в качестве одного из предложений. Кроме того, г-н Пылов полагает, что "придется вносить ряд изменений в сам закон", например, для того, чтобы ввести полисы выходного дня по ОСАГО. Также законодательных изменений "потребует внесение Минфином РФ предложения о снижении минимально допустимого срока действия полиса с 6 до 3 месяцев (при условии сезонного использования автотранспорта).
А еще в правительстве РФ сообщили, что в бюджете страны на 2004 год предусмотрено около 170 млн. рублей на дотации страхования гражданской ответственности инвалидов. К сожалению, инвалиды пока будут единственной категорией граждан, которая получит такие дотации.
Время покажет
За три месяца постоянного роста числа застрахованных существенное увеличение нагрузки прочувствовали и сотрудники ГИБДД. Теперь каждое, даже незначительное ДТП, требует их присутствия. Вернее, их присутствия требуют застрахованные водители для соблюдения всех правил оформления страхового случая. В связи с возросшей нагрузкой на своих сотрудников МВД РФ предложило правительству России внести пакет поправок в закон об ОСАГО.
Замминистра внутренних дел России Сергей Шадрин заявил, что поправки в первую очередь коснутся изменения правил оформления ДТП с незначительным ущербом. Первый месяц действия закона об ОСАГО показал, что нагрузка на инспекторов ГИБДД увеличилась более чем в 6 раз, в результате чего инспекторы ГИБДД сейчас фактически не занимаются организацией дорожного движения, так как вынуждены выезжать на оформление ДТП. Если в результате ДТП имеются только механические повреждения автомобилей, если нет погибших или пострадавших от травм, то участники ДТП вполне могут самостоятельно составить схему ДТП в двух экземплярах и направить материал в страховую компанию. В случае возникновения спорных ситуаций, они должны разрешаться экспертными комиссиями из числа сотрудников страховых контор. Комиссии эти при страховых компаниях уже созданы.
Данные меры действительно могут помочь избежать возникновения "пробок" на дорогах, а водителям - сократить время, затрачиваемое на оформление ДТП. Сейчас оформление даже самого незначительного ДТП занимает около полутора часов с учетом времени, которое инспектор тратит на прибытие к месту происшествия.
В настоящее время разработка поправок фактически завершена, в ближайшее время они будут внесены на рассмотрение правительства. В целом, время прохождения законопроекта о внесении изменений в закон об ОСАГО через правительство и Федеральное собрание может занять около 8 месяцев.
Инспектора заменит комиссар
На сегодняшний день уже существуют структуры, способные заменить в описанных выше случаях инспектора ГИБДД и существенно помочь в сборе необходимой информации. Это службы аварийных комиссаров. Многие страховые компании сами предлагают в пакете с полисом ОСАГО бесплатные услуги аварийного комиссара на месте ДТП, но пока - это лишь способ привлечения клиентов, используемый по усмотрению самих страховщиков.
В Санкт-Петербурге инициативу законодательного внедрения служб аварийных комиссаров в схему ОСАГО взял на себя Департамент аварийных комиссаров компании «ЛАТ». Он инициировал подписание рядом российских фирм учредительного договора новой общественной организации: «Всероссийский союз аварийных комиссаров». Ее основные цели - развитие института аварийного комиссариата, создание единых стандартов обслуживания и выражение мнения комиссаров на всероссийском уровне.
Свою резко возросшую роль в реализации Закона об ОСАГО комиссары согласны подтвердить, взяв на себя дополнительные обязанности, но при этом хотели бы получить дополнительные права и гарантии финансирования. По словам председателя Межрегионального совета по развитию служб аварийных комиссаров в РФ, советника президента ассистанской компании «ЛАТ» Юрия Легина все профессионалы наконец признали, что без аварийного комиссариата реализация Закона об ОСАГО невозможна, поэтому данный институт, во всяком случае в Северо-Западном федеральном округе, будет развиваться.
Для этого есть все условия. Во-первых, в Правилах дорожного движения есть пункт о праве участников ДТП самостоятельно оформлять схему и, при согласии с ней обеих сторон, прибыть в ГИБДД для дальнейшего оформления. Во-вторых, в Управлении ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области назначены лица, ответственные за ведение совместной работы со страховщиками. В-третьих, при представительстве Всероссийского Союза Страховщиков в Северо-Западном федеральном округе есть рабочая группа, созданная совместно страховщиками и независимыми аварийными комиссарами. Юрий Легин сообщил, что у комиссаров и ГИБДД уже намечены механизмы взаимодействия на местах ДТП. Смысл его в том, что «комиссары при необходимости оказывают содействие сотрудникам ГИБДД, а те в свою очередь не мешают им выполнять их служебные обязанности».
Мы постарались как можно подробнее рассказать вам о том, каковы перспективы ОСАГО. Осталось только напомнить гражданам, еще не оформившим полис, что с 1 января 2004 года сотрудники ГИБДД по праву взимают штраф за отсутствие полиса ОСАГО. Если вы просто забыли документы, подтверждающие страхование, и не можете предъявить их остановившему вас инспектору, то ваш автомобиль может быть поставлен на специальную площадку до предъявления полиса. Это обстоятельство также влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 1/2 МРОТ (50 руб.). Если вы используете автомобиль в период, не предусмотренный страховкой, или им управляет лицо, не включенное в полис, вам грозит штраф в размере трех МРОТ (300 руб.). А вот при управлении автомобилем водителем, заведомо не исполнившим свои обязанности по страхованию ответственности, предусмотрен штраф от 5 до 8 МРОТ (500-800 руб.).
При подготовке статьи были использованы материалы специализированных сайтов, журнала «Пятое колесо», пресс-службы компании «ЛАТ» и пресс-службы Управления ГИБДД по СПб и Ленобласти.