Самой обсуждаемой темой в среде автомобилистов в последнее время является приближающееся вступление в силу Федерального закона «об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств». Что же изменится в жизни рядового автовладельца, и как сильно они, благодаря думским законотворцам, ощутят свою ответственность?


Только факты

Содержание закона «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» уже многократно обсуждалось в СМИ, хотя для рядового автовладельца гораздо интереснее другой документ. Последствия вступления в силу вышеупомянутого закона разъясняет Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вступивший в силу с 25 апреля 2002 года. В частности, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» дополнен следующими пунктами:

  • Владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. В отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, не проводятся государственный технический осмотр и регистрация.
  • Запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен пунктами, определяющими размеры взысканий с нарушителей:

Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

  1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями, влечет наложение административного штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда.
  2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда (действующая на момент выхода газеты ставка МРОТ для расчета штрафов составляет 100 рублей).

Правда жизни

Правда, все карательные меры вступают в силу с 1 января 2004 года, а до этого момента у каждого автолюбителя будет время выработать свое отношение к новым правилам игры.

На деле вступление в силу данного закона осложняется из-за необходимости согласования заинтересованными сторонами финансовых вопросов. По состоянию на 1 марта 2003 года Правительством РФ не были утверждены ни тарифы, ни правила страхования. В их разработке участвуют:

  • Министерство финансов РФ;
  • Российский союз страховщиков, представляющий интересы страховых компаний, на плечи которых ляжет практическая реализация задуманного;
  • Общественное объединение «Союз автомобилистов России», защищающий интересы автовладельцев.

Базовый тариф для частных автолюбителей, предложенный Минфином, на сегодняшний день составляет 1978 руб. Он, в свою очередь, не устраивает страховые компании, так как по их расчетам сумма, собранная, исходя из такого тарифа, не сможет покрыть расходы на расширение агентской сети и закупку оборудования, позволяющего обрабатывать колоссальные объемы информации. Экономически обоснованным, по мнению страховщиков, является базовый тариф не ниже 2800 рублей. В свою очередь Общественное объединение «Движение автомобилистов России» призывает вернуться к базовому тарифу в 600 - 800 рублей, называвшемуся на этапе принятия законопроекта. В конечном итоге автомобилиста не должны интересовать проблемы страховщиков, связанные с необходимостью реорганизации и технического оснащения, тем более, если они хотят окупить эти затраты сразу из первых взносов.

При расчете стоимости полиса в каждом конкретном случае планируется применять ряд коэффициентов. Первый существенный коэффициент - территориальный. Пока обсуждается величина 2 для Москвы и 1,8 для С-Петербурга (следовательно, наши с вами соотечественники должны будут выложить 3 564 руб. за годовую страховку). Так же планируется использовать коэффициенты, учитывающие водительский стаж и возраст водителя, мощность автомобиля и сезонность его использования. Большинство имеющихся на сегодняшний день методик по расчету стоимости полиса страхования автогражданской ответственности используют данные коэффициенты, так что уже сейчас можно навести справки и просчитать ориентировочную персональную стоимость.

Но и это еще не все. После окончательного утверждения тарифов ими обещает заняться комитет по антимонопольной политике, представители которого по непонятным причинам не вошли в состав рабочей группы по разработке тарифов, однако усмотрели в цифрах чей-то корыстный умысел.

По мнению представителей страховых компаний, если в самое ближайшее время Правительство не утвердит тарифы, - сроки вступления Закона в силу будут перенесены на более поздний срок, так как им потребуется время на получение лицензии Госстрахнадзора и решение организационно-технических вопросов.

Не превращайте молитву в фарс

Сама идея обязательного страхования автогражданской ответственности далеко не нова (впервые соответствующий закон был принят в Австрии в 1929 году), но идея перенести ее на российскую землю сродни защите отечественного автопрома - идея хорошая, а последствия не предсказуемые. Выходит, несмотря на то, что изначально хотели «как лучше», довольных в результате набирается не слишком много. Одни собираются бойкотировать закон, другие от него уклоняться, третьи обещают хорошенько во всем разобраться. Как Минфин «разрулит» эту ситуацию, не может сказать никто.

А ждать от нашего юридически не очень-то грамотного общества единогласной законопослушности по меньшей мере странно. Платить за полис или надеяться, что штрафовать за его отсутствие будут не чаще, чем раз в два месяца (что равнозначно по сумме, но различно по времени затрат), каждый будет решать сам. Все равно практика «разборок на месте» будет продолжаться, так как не всегда есть резон обращаться в ГИБДД, а оценка возмещения ущерба с учетом износа автомобиля зачастую обеспечивает пострадавшему всего 10% стоимости реального ремонта. От практики «подстав» возможно новая система и обезопасит, зато породит, как показывает практика, целый букет страховых мошенничеств.

При подготовке материала использована статья «Автогражданка такая близкая и такая далекая», автор Павел Симонов, журнал «Колёса», февраль 2003 г