Рынок бронированных автомобилей появился в России недавно. В Советском Союзе, как известно, бронеавтомобилями располагали исключительно высшие партийные и правительственные чиновники. Что же касается перевозки денег и ценностей, то зачастую все меры безопасности заключались в обеспечении усиленной вооруженной охраной.

Все изменилось с началом перестройки. У многих состоятельных людей, чей бизнес сопровождается высоким уровнем риска, появилась необходимость надежно защищать свою жизнь.

Первые бронемашины в России появились в начале XX века. В это время, в условиях первой мировой войны, русская армия остро нуждалась в обновлении вооружения.

Начиная с 1914 года была проделана огромная работа по созданию бронеавтомобиля, идеально подходившего для ведения разведки в тылу и на флангах противника, для огневой поддержки своих войск при наступлении, для связи и других видов боевой деятельности. Первые бронеавтомобили, производимые на Ижорском заводе, имели зависимую рессорную подвеску и деревянные колеса со спицами.

Уже в январе 1915 года штаб 2-й армии сообщал: «Бронированные автомобили снискали полное доверие в войсках, увидевших в них мощную поддержку, особенно в наступлении». В том же году продолжились активные работы по созданию более эффективной бронемашины: бронированные листы стали толще, в качестве базового шасси применялись автомобили Русско-Балтийского вагонного завода. И, конечно, самым главным в новом автомобиле было пушечно-пулеметное оснащение.

После второй мировой войны в Советском Союзе возникла другая потребность – в специальном бронеавтомобиле для партийного руководства. Тогда по специальному заказу Сталина был построен первый бронированный лимузин ЗИС-115. Такие автомобили в СССР производились эксклюзивно, с применением последних достижений не только техники защиты автомобиля бронематериалами и пулестойкими стеклами, но и с учетом опыта спецслужб, охраняющих руководителей.

С этого момента в нашей стране и было организовано производство бронеавтомобилей VIP-класса. С самого начала специалисты отдавали себе отчет в том, что продукция отечественного автопрома для этих целей непригодна. Слабая подвеска и тормозная система, маломощные двигатели и отсутствие элементарного комфорта в салоне вызывали законное недовольство клиентов, поэтому бронировать стали в основном автомобили на базе шасси Mercedes Benz, BMW, Audi, Toyota, Chevrolet и других ведущих мировых производителей.

В США самый первый бронеавтомобиль незаметного снаружи бронирования был изготовлен по заказу гангстера Аль Капоне. Машина была сделана на базе Cadillac образца 1928 года и имела, помимо брони толщиной 1/4 дюйма, еще и устройство для постановки дымовой завесы (на случай, если придется отрываться от погони), 3-дюймовые бойницы в бронестеклах задних дверей и опускаемое заднее окно для применения имеющегося арсенала, а также - люк в полу, через который на дорогу можно было сбросить специальные шипы и гвозди.

На сегодняшний день наиболее приспособленными для бронирования являются внедорожники, прежде всего, американские. Они, как правило, имеют рамную конструкцию (Chevrolet Tahoe), а некоторые (например, Chevrolet Suburban) выпускаются в специальном варианте с увеличенной полной массой. Такой автомобиль оснащается надежной торсионно-рессорной подвеской, 8-шпилечными ступицами колес. Обладая 340-сильным двигателем, достигающим максимальных показателей на более низких оборотах по сравнению с «европейцами», автомобили Chevrolet обеспечивают оптимальные технические характеристики и высокий запас прочности кузова, а также - возможность высокого класса защиты и (за счет размеров) практически любые перекомпоновки салона. Европейские и японские машины в этом смысле считаются более «нежными». Кроме того, снаружи бронеавтомобиль на базе рамного большого джипа типа Сhevrolet Suburban выглядит как обычный джип, но внутри он может быть семиместным или девятиместным с тремя рядами сидений, причем второй ряд будут занимать раздельные комфортабельные сиденья.

Сегодня одной из ведущих компаний по бронированию автомобилей является «Лаура-Специальные автомобили». Она предлагает бронированные машины различной грузоподъемности и степени защиты для целей инкассации и перевозки ценностей – как на базе отечественных шасси ВАЗ 21213 «Нива», «ГАЗель», так и на базе импортных шасси Opel Vivaro (минивэн), Chevrolet Suburban, Chevrolet Silverado (пикап). Также для перемещения и защиты VIP-персон компания разрабатывает бронеавтомобили на базе Chevrolet, Chevrolet Suburban, Chevrolet Blazer, Chevrolet Silverado, Mercedes-Benz G-class, Toyota Land Cruiser, Cadillac SRX. Материал подготовлен при содействии салона «Лаура».