Прошедшая нелегкая зима стала настоящим испытанием для автомобилистов и их «железных коней». Резкие и существенные перепады температуры и влажности не могли не сказаться на здоровье двигателей большинства автомобилей и уж точно изменили свойства используемых в них смазочных материалов. Весна - сезон замены масла, и наши специалисты подготовили подробные ответы на самые важные вопросы, возникающие при подготовке и осуществлении этого процесса.


Как правильно выбрать марку масла?

Если автомобиль новый и находится на гарантийном обслуживании - всю ответственность за качество и соответствие используемых марок масла рекомендациям производителя автомобиля берет на себя сервисная станция. А по истечении гарантийного срока вся тяжесть выбора ложится на плечи автовладельца. Полки магазинов буквально «ломятся» от разнообразия продукции различных производителей, а потребитель чаще всего основывается в выборе на репутации производителя и возможностях своего кошелька. Но все же для сохранения здоровья вашего «железного друга» нужно придерживаться определенных правил.

Основой для подбора конкретной марки масла являются требования производителя Вашего автомобиля к применяемым маслу и жидкостям, приведенные в инструкции по эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований (спецификаций) на используемые продукты, там также в качестве примера приводятся конкретные марки масла или ссылки на фирмы - производители смазочных материалов. Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно (или они просто устарели), то авто владельцы должны самостоятельно выбрать марку масла для двигателя или трансмиссии. При этом будет необходимо подобрать:

  • класс вязкости по SAE
  • класс качества по ACEA (CCMC) или API
  • минеральное, полусинтетическое или синтетическое масло.

Ну и конечно, выбрать фирму производителя с безупречной репутацией, качеству продукции которой вы абсолютно доверяете.

Как выбрать класс вязкости по SAE?

В настоящее время, когда выбор всесезонного моторного масла очень велик, есть возможность подобрать для своего автомобиля такое масло, которое наиболее полно удовлетворяло бы условиям его эксплуатации как летом, так и зимой, то есть - «одно масло - круглый год». Это, конечно же, не означает, что на одной заливке можно отъездить год. Соблюдение требований максимального пробега между заме-нами масла должно быть для вас обязательным, как ежедневная чистка собственных зубов!

При выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкциям завода изготовителя Вашего автомобиля. Если же она отсутствует или не содержит подобной информации, то можно воспользоваться следующими рекомендациями специалистов:

- при выборе так называемого «зимнего» класса вязкости необходимо руководствоваться значениями зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш автомобиль. При подборе пользуйтесь следующей таблицей, данные которой совпадают с требованиями большинства европейских производителей автомобилей:

Класс вязкости по SAE Температура окружающей среды

0W до -35°C и ниже

5W до -30°C

10W до -25°C

15W до -20°C

20W до -10°C

25W до -5°C

Необходимо помнить, что при каждом запуске двигателя (в любое время года) требуется некоторое время для того, чтобы масляный насос прокачал масло по системе смазки и оно поступило ко всем трущимся частям (это период называется масляным «голоданием»). Понятно, что при этом резко возрастает трение и износ, поэтому - чем лучше масло способно сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и обеспечит защиту двигателя. Лучшим в этом отношении является моторное масло класса «0W» и «5W».

Никаких ограничений по использованию моторного масла классов вязкости «0W» и «5W» не имеется. Оно подходит как для новых, так и для старых, изношенных двигателей. Исключение составляют случаи, когда производители специально запрещают применение данных классов вязкости в силу каких-то конструктивных особенностей двигателя (например: двигатель объема 1300 см3 Skoda Felicia, в котором имеются особенности смазки цепи механизма газораспределения распылением масла через форсунку).

Что касается выбора так называемого «летнего» класса, то следует отметить, что большинство европейских производителей автомобилей рекомендуют использование масла класса «40» по SAE и выше (например, «50»). Это связано с высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В таких жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения. Это задача становится особенно актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и "заклинивания" в жару или во время длительного нахождения в "пробке" (в условиях отсутствия обдува и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха и, как следствие, перегрева масла в картере двигателя), а также в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения.

Как правильно выбрать класс качества моторного масла?

Существуют две наиболее распространенные спецификации моторного масла по качеству:

  • API - американского института нефти
  • АСЕА (ССМС) - ассоциации европейских производителей.

В настоящий момент спецификация API имеет следующие действующие классы:

  • для бензиновых двигателей SG, SH, SJ, SL - требования по применению которых Вы можете встретить в инструкциях по эксплуатации автомобилей начиная примерно с 1989 года выпуска (API SG). А так как рекомендации производителя автомобиля: Рекомендуется моторное масло класса не ниже (например) SF по API, то моторное масло самых последних классов качества SJ и SL является абсолютно универсальным (с точки зрения API).
  • для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п. CF - действующий класс, который является также универсальным (с точки зрения API) для любых дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п.

В отличие от API, спецификация АСЕА наиболее полно учитывает конструктивные особенности европейских двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. Ее требования по отдельным тестам значительно превышают требования API. Предпочтение следует отдавать маркам масла, прошедшим испытания в АСЕА и получившим соответствующий класс качества:

  • для бензиновых двигателей: А1-96(98), А2-96, А3-96(98);
  • для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п. - В1-96(98), В2-96(98), В3-96(98), B4-98.

Масло, одновременно относящееся к классам А3 и В3, имеет самые совершенные характеристики и подходит для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п., независимо от года выпуска.

Немаловажной при выборе моторного масла является информация об имеющихся одобрениях на применение, полученных у тех или иных производителей автомобилей. Наличие такого одобрения говорит о том, что данное масло прошло специальные испытания на заводе - изготовителе автомобиля и полностью удовлетворяет особым конструктивным требованиям применяемых двигателей. Поэтому при наличии выбора предпочтение следует отдавать тому маслу, на этикетке которого есть одобрение фирмы - производителя Вашего автомобиля.

Как правильно выбрать класс качества моторного масла?

Если ранее в двигателе использовалось качественное масло (минеральное или синтетическое) производства ведущих фирм, не нарушались интервалы замены, двигатель не имеет значительных отложений, то переход на использование масла другой марки производится в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла, которые приводятся в инструкции по эксплуатации.

Во всех остальных случаях, а именно:

  • если неизвестна марка залитого в двигатель масла
  • если неизвестен пробег автомобиля после последней замены масла
  • если имеются значительные отложения на внутренних поверхностях двигателя, которые возникают обычно при использовании некачественных масел, нарушении сроков замены или попадании в масло посторонних веществ, таких как охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т.п. - необходимо произвести «промывку» двигателя.

Как производить «промывку» двигателя?

Есть несколько важных моментов, которые не всегда известны автолюбителям:

Во-первых, необходимость в промывке далеко не всегда возникает, когда масло в двигателе кажется «слишком» темным, и Вы думаете, что двигатель «грязный». Как раз наоборот случается, что в двигателе имеются значительные отложения, а масло даже после нескольких тысяч километров пробега остается чистым и прозрачным. Это показатель того, что данное масло не обладает необходимыми «моющими» свойствами, и его необходимо срочно заменить, предварительно промыв двигатель.

Во-вторых, если на внутренних поверхностях двигателя имеются значительные отложения, то очистить его полностью удастся только при полной разборке двигателя. Никакая, даже самая агрессивная, специальная промывочная жидкость не справится с этой задачей.

В-третьих, следует иметь в виду, что «промывка» - это длительный процесс. Даже самая агрессивная промывочная жидкость не сможет за 5-10 мин. снять слой отложений, например, с клапанной крышки или с головки блока цилиндров, на поверхности которых масло (или в данном случае промывочная жидкость) попадает лишь в виде брызг.

Лучше всего решить проблему с промывкой сможет, как ни странно, обычное, но обязательно качественное минеральное моторное масло. На нем, в отличие от промывочных жидкостей, можно не только дать поработать двигателю на холостом ходу, но и проехать не одну сотню километров. Однако, если Вы проехали на таком масле уже более тысячи километров, а отложения в двигателе еще остались, это означает, что запас моющих свойств масла уже на исходе и требуется его замена. Повторять операцию необходимо и далее, вплоть до исчезновения отложений. После полной очистки двигателя можно залить выбранное Вами для дальнейшей эксплуатации моторное масло и перейти на интервал замены масла, рекомендованный изготовителем.

Как производить переход на использование синтетического моторного масла?

Если есть опасения, что при переходе на «синтетику» могут возникнуть проблемы, то следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Сначала оценить состояние двигателя, т.е. проверить наличие отложений и дефектных сальниковых уплотнений. Если в двигателе уже имеются утечки масла, то переход на «синтетику» невозможен до ликвидации причин, их вызывающих;
  2. Если в двигателе имеются значительные отложения - необходимо «промыть» масляную систему двигателя качественным минеральным маслом той же фирмы, что и будущая «синтетика»; заливать синтетику в грязный двигатель небезопасно, так как обладая высокой текучестью и проникающей способностью такое масло не только растворяет, но и отслаивает отложения, что может привести к закупорке маслопроводных каналов, фильтра и т.д.
  3. Если есть основания полагать, что сальниковые уплотнения потеряли эластичность (о чем, например, говорят следы подтеков в местах посадки), то переход на «синтетику» лучше отложить до ремонта двигателя и замены сальников. Если же следов подтеканий не наблюдается, то для надежности можно порекомендовать сначала перейти на использование полусинтетического масла и проехать на нем полный интервал до замены. Если и после этого подтеки в местах посадки сальников не появились, то можно смело переходить на использование синтетических продуктов.

Валерий Иванов