Похоже, что несмотря на всестороннюю критику нового закона «Об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств» нам все-таки придется с ним жить. Для того, чтобы проблем было меньше, необходимо подготовиться и запастись знаниями об особенностях такого вида страхования и правилах поведения при наступлении страхового случая. Помочь нашим читателям разобраться в этих вопросах мы попросили специалистов ассистанской компании «ЛАТ». Ниже приведены ответы на основные вопросы, возникающие при страховании транспортных средств и, в том числе, ответственности автовладельцев.


1. Какие документы необходимы для оформления полиса Обязательного Страхования Авто Гражданской ответственности (ОСАГО)?

Для оформления полиса ОСАГО требуются следующие документы:

  • Паспорт или иное удостоверение личности страхователя.
  • Паспорт транспортного средства.
  • Водительское удостоверение лиц (а), допущенных (ого) к управлению транспортным средством, а также документы, подтверждающие право водителя на управление транспортным средством.
  • Доверенность (для тех, кто управляет т/с на основании доверенности), подтверждающая право владения этим транспортным средством.

При предъявлении данных документов страхователю предлагается заполнить бланк заявления о заключении договора обязательного страхования установленного образца.

2. Какие документы обязаны выдать застрахованному по ОСАГО?

Единственным документом, удостоверяющим сделку обязательного страхования, является страховой полис установленного образца. Одновременно со страховым полисом страхователю выдаются: знак государственного образца, текст Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, перечень представительств страховой компании (СК) на территории РФ, два бланка - извещения о ДТП с инструкцией по заполнению и квитанция, подтверждающая оплату страховой премии.

3. Каков порядок действий клиента, застрахованного в какой-либо СК и попавшего в ДТП?

Лучше всего незамедлительно позвонить в диспетчерскую службу СК, и уже в зависимости от ситуации диспетчер принимает решение и координирует действия клиента. В большинстве случаев на место ДТП незамедлительно выезжает Аварийный комиссар, который оказывает клиенту как психологическую, так и консультационную поддержку.

Если в СК нет своей диспетчерской службы, то можно порекомендовать следующую (общую) схему действий:

  • Вызвать сотрудников ГИБДД.
  • Записать данные о других участниках ДТП и координаты очевидцев происшествия.
  • Не признавать своей вины до окончания дознания.
  • Не давать другим участникам финансовых и прочих обещаний.
  • Как можно скорее обратиться с заявлением в свою Страховую Компанию и узнать о Ваших дальнейших действиях.

4. Выедет ли Аварийный комиссар на место ДТП, если оно произошло за пределами Санкт-Петербурга или того региона, где была оформлена страховка?

Да, Аварийный комиссар выезжает по требованию страховой компании в любой регион Российской Федерации.

5. В течение какого периода времени информация от Аварийного комиссара поступает в Страховую компанию?

Можно условно выделить 3 этапа передачи информации о наступлении страхового случая в страховую компанию. Первичная информация о имевшем место факте ДТП передается в течение суток. Рапорт и фотографии с места происшествия пересылаются в электронном виде в течение 72 часов, и лишь затем происходит передача подлинных документов в страховую компанию.

6. Как происходит процедура оформления извещения о ДТП?

Извещение о ДТП заполняется непосредственно на месте происшествия участниками ДТП. К сожалению, самостоятельно это сделать достаточно сложно, и лучше воспользоваться услугами представителя Страховой компании, в качестве которого на место ДТП обычно прибывает Аварийный комиссар.

7. Как на месте определить серьезность неисправности, полученной в результате ДТП? Ведь при определенных повреждениях движение своим ходом может привести к еще большему ущербу.

Да, это так. Если при столкновении произошло вытекание жидкости под днище а/м это повод для серьезного осмотра. В этом случае необходимо дождаться прибытия специалиста. Если Страховая компания предоставляет услуги Аварийного комиссара, то он определит порядок дальнейших действий. При необходимости Аварийный комиссар организует прибытие техпомощи, либо эвакуацию транспортного средства и его хранение. Возможна транспортировка сразу на СТО и помощь в организации ремонта автомобиля.

8. Каковы обязанности аварийного комиссара на месте ДТП?

Аварийный комиссар оперативно выезжает на место ДТП для: оказания доврачебной медицинской помощи, оказания психологической поддержки клиента, документальной фиксации страхового случая и составления собственной схемы ДТП, также Аварийный комиссар оказывает консультационную помощь клиенту по порядку оформления документации на месте ДТП (в том числе и извещений о ДТП по ОСАГО), фотографирование места происшествия, поврежденных транспортных средств и иных объектов, имеющих отношение к происшествию, оказание консультационно-правовой помощи клиенту для дачи первичных объяснений о происшедшем событии в органах внутренних дел.

В связи с наличием ряда неурегулированных или недостаточно разъясненных вопросов в рамках ОСАГО, а также учитывая участившиеся случаи продажи фальшивых полисов ОСАГО, Представительство Всероссийского Союза Страховщиков в Северо-западном Федеральном Округе с 16 сентября 2003 года открыло в Санкт-Петербурге телефонную горячую линию по ОСАГО: 8-812-987-00-00

Линия работает в режиме приема сообщений и не подразумевает немедленного ответа по запросу.