При выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкциям завода-изготовителя автомобиля. Если же она отсутствует или не содержит подобных рекомендаций, то можно воспользоваться следующими правилами:
При выборе так называемого «зимнего» класса вязкости необходимо руководствоваться значениями зимних температур в регионе, где эксплуатируется автомобиль. При этом можно воспользоваться следующей таблицей, рекомендации которой совпадают с требованиями большинства европейских производителей автомобилей:

Класс
вязкости
по
SAE

Температура
окружающей
среды

Масло Q8

SAE

API

ACEA

Базовое
масло

0W

до -35°С
и ниже

Formula Excel EDХ
Formula Special

0W-30
0W-30
SJ/CF

A5, B5
A3, B3, B4

синтетическое синтетическое

5W

до -30°С

Formula Excel
T 670
Formula Techno

5W-40
5W-40
5W-30

SL/CF
SM/CF
SJ

A3, B3
A3, B3, B4
A1, B1, А5

синтетическое синтетическое
п/синтетическое

10W

до -25°С

Formula F1
Formula Advanced
Formula Advanced Diesel

10W-50
10W-40
10W-40

SL/CD
SL/CF
CD, CF

A3
A3, B3
B3

синтетическое
п/синтетическое
п/синтетическое

15W

до -20°С

Formula Plus
Formula Plus Diesel

15W-40
15W-40

SJ/CF
CD, CF

A2, B2
B2

минеральное
минеральное

Следуя этим рекомендациям, вы убережете ваш автомобиль от проблем с запуском в зимнее время и от негативных последствий для двигателя (таких как повышенный износ и «заклинивание» во время и сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме масляного «голодания»), которые возникают обычно при применении масел несоответствующего класса вязкости.

Необходимо помнить, что при каждом запуске двигателя (не обязательно на сильном морозе, а даже при положительных температурах) требуется некоторое время для того, чтобы масляный насос прокачал масло по системе смазки, и оно поступило ко всем трущимся частям. В это время двигатель как раз и будет работать в режиме так называемого масляного «голодания», о котором уже упоминалось выше. Понятно, что при этом резко возрастают трение и износ. Чем более масло способно сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и обеспечит защиту двигателя. Лучшим в этом отношении является моторное масло класса 0W и 5W (например,Q8 Formula EDX, Q8 Formula Special, Q8 Formula Techno, Q8 Formula Excel и Т670).

Никаких ограничений по использованию моторного масла классов вязкости 0W и 5W не имеется. Эти классы подходят как для новых, так и для старых изношенных двигателей. Исключение составляют случаи, когда производители специально запрещают применение данных классов вязкости в силу каких-то конструктивных особенностей двигателя (например, двигатель объема 1300 см3 Skoda Felicia, в котором имеются особенности смазки цепи механизма газораспределения распылением масла через форсунку).

Что касается выбора так называемого «летнего» класса, то следует отметить, что большинство европейских производителей автомобилей для моделей до 2000 года выпуска рекомендуют использовать масло класса 40 по SAE (например, Q8 Formula Excel, Q8T 670, Q8 Formula Advanced, Q8 Formula Advanced Diesel, Q8 Formula Plus и Q8 Formula Plus Diesel), а для последних моделей – в том числе, масло класса 30 по SAE (например, Q8 Formula EDX, Q8 Formula Special и Q8 Formula Techno).

Причем современное масло класса 30 по SAE в большей степени подходит для городских условий эксплуатации, а 40 – для шоссейных режимов. Это связано с высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения.

Это задача становится особенно актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и «заклинивания» в жару или во время длительного нахождения в пробке (в условиях отсутствия обдува и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха и, как следствие, перегрева масла в картере двигателя), а также, в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения. В сверхжестких же условиях, таких как езда по бездорожью с пробуксовкой колес, можно рекомендовать применение масла класса 50 по SAE (например, Q8 Formula F1). Однако, такое масло, имея повышенную кинематическую вязкость, создает более прочную масляную пленку, но и несколько увеличивает расход топлива двигателем.

Сейчас очень велик выбор всесезонного моторного масла, и есть возможность подобрать для своего автомобиля такое масло, которое наиболее полно удовлетворяло бы условиям его эксплуатации как летом, так и зимой, то есть «одно масло – круглый год».

Чтобы в зимнее время не возникало проблем и с запуском автомобиля, купите авто аккумулятор.