Поиск
Акции
Выбор и замена масла

Выбор и замена масла и жидкостей в автомобиле

Как правильно выбрать марку моторного масла?

Этот вопрос встает перед владельцем автомобиля обычно только тогда, когда гарантийный срок на автомобиль уже закончился. Как правило, в течение гарантийного срока замена масла производится на авторизованной сервисной станции с использованием одобренных производителем автомобиля марок масла, и в то, какое именно масло заливается, владелец не вникает. Если же гарантия уже позади, то встает проблема выбора. А выбирать есть из чего – полки магазинов буквально ломятся от разнообразия продукции различных производителей. Чем же руководствоваться при выборе?

Остановимся на общих моментах.
Основой для подбора конкретной марки являются требования производителя вашего автомобиля к применяемым маслу и жидкостям, приведенные в инструкции по эксплуатации. Обычно, это технические требования – спецификации на рекомендуемые к использованию продукты. Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно (или они просто устарели), то необходимо самостоятельно выбрать марку масла для двигателя. При этом будет необходимо подобрать:

  • класс вязкости по SAE;
  • класс качества по ACEA (для автомобилей европейского производства) или API (для автомобилей американского производства);
  • минеральное, полусинтетическое или синтетическое масло.

Разумеется, целесообразно выбрать изготовителя, качеству продукции которого можно абсолютно доверять. Лучше всего, если это будет известный производитель с многолетним опытом и безупречной репутацией, например, KUWAIT PETROLEUM – изготавливающий автомобильные смазочные материалы под торговой маркой Q8.

в начало

Как выбрать класс вязкости по SAE?

При выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкциям завода-изготовителя автомобиля. Если же она отсутствует или не содержит подобных рекомендаций, то можно воспользоваться следующими правилами:
При выборе так называемого «зимнего» класса вязкости необходимо руководствоваться значениями зимних температур в регионе, где эксплуатируется автомобиль. При этом можно воспользоваться следующей таблицей, рекомендации которой совпадают с требованиями большинства европейских производителей автомобилей:

Класс
вязкости
по
SAE

Температура
окружающей
среды

Масло Q8

SAE

API

ACEA

Базовое
масло

0W

до -35°С
и ниже

Formula Excel EDХ
Formula Special

0W-30
0W-30
SJ/CF

A5, B5
A3, B3, B4

синтетическое синтетическое

5W

до -30°С

Formula Excel
T 670
Formula Techno

5W-40
5W-40
5W-30

SL/CF
SM/CF
SJ

A3, B3
A3, B3, B4
A1, B1, А5

синтетическое синтетическое
п/синтетическое

10W

до -25°С

Formula F1
Formula Advanced
Formula Advanced Diesel

10W-50
10W-40
10W-40

SL/CD
SL/CF
CD, CF

A3
A3, B3
B3

синтетическое
п/синтетическое
п/синтетическое

15W

до -20°С

Formula Plus
Formula Plus Diesel

15W-40
15W-40

SJ/CF
CD, CF

A2, B2
B2

минеральное
минеральное

Следуя этим рекомендациям, вы убережете ваш автомобиль от проблем с запуском в зимнее время и от негативных последствий для двигателя (таких как повышенный износ и «заклинивание» во время и сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме масляного «голодания»), которые возникают обычно при применении масел несоответствующего класса вязкости.

Необходимо помнить, что при каждом запуске двигателя (не обязательно на сильном морозе, а даже при положительных температурах) требуется некоторое время для того, чтобы масляный насос прокачал масло по системе смазки, и оно поступило ко всем трущимся частям. В это время двигатель как раз и будет работать в режиме так называемого масляного «голодания», о котором уже упоминалось выше. Понятно, что при этом резко возрастают трение и износ. Чем более масло способно сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и обеспечит защиту двигателя. Лучшим в этом отношении является моторное масло класса 0W и 5W (например,Q8 Formula EDX, Q8 Formula Special, Q8 Formula Techno, Q8 Formula Excel и Т670).

Никаких ограничений по использованию моторного масла классов вязкости 0W и 5W не имеется. Эти классы подходят как для новых, так и для старых изношенных двигателей. Исключение составляют случаи, когда производители специально запрещают применение данных классов вязкости в силу каких-то конструктивных особенностей двигателя (например, двигатель объема 1300 см3 Skoda Felicia, в котором имеются особенности смазки цепи механизма газораспределения распылением масла через форсунку).

Что касается выбора так называемого «летнего» класса, то следует отметить, что большинство европейских производителей автомобилей для моделей до 2000 года выпуска рекомендуют использовать масло класса 40 по SAE (например, Q8 Formula Excel, Q8T 670, Q8 Formula Advanced, Q8 Formula Advanced Diesel, Q8 Formula Plus и Q8 Formula Plus Diesel), а для последних моделей – в том числе, масло класса 30 по SAE (например, Q8 Formula EDX, Q8 Formula Special и Q8 Formula Techno).

Причем современное масло класса 30 по SAE в большей степени подходит для городских условий эксплуатации, а 40 – для шоссейных режимов. Это связано с высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения.

Это задача становится особенно актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и «заклинивания» в жару или во время длительного нахождения в пробке (в условиях отсутствия обдува и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха и, как следствие, перегрева масла в картере двигателя), а также, в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения. В сверхжестких же условиях, таких как езда по бездорожью с пробуксовкой колес, можно рекомендовать применение масла класса 50 по SAE (например, Q8 Formula F1). Однако, такое масло, имея повышенную кинематическую вязкость, создает более прочную масляную пленку, но и несколько увеличивает расход топлива двигателем.

Сейчас очень велик выбор всесезонного моторного масла, и есть возможность подобрать для своего автомобиля такое масло, которое наиболее полно удовлетворяло бы условиям его эксплуатации как летом, так и зимой, то есть «одно масло – круглый год».

в начало

Как правильно выбрать класс качества моторного масла?

Существуют две наиболее распространенные спецификации моторных масел по качеству:

  • API - американского института нефти;
  • АСЕА - ассоциации европейских производителей.

В настоящее время спецификация API имеет следующие действующие классы:

  • для бензиновых двигателей SJ, SL и SM - требования по применению которых можно встретить в инструкциях по эксплуатации автомобилей начиная с 2001 года выпуска. Но даже если автомобиль старше и в инструкции рекомендуются один из устаревших классов – например, SG или SH - нет необходимости искать масло именно с таким же классом качества по API и имеющее, соответственно, уже не самые совершенные характеристики. Недаром рекомендации производителя автомобиля звучат примерно следующим образом: «Рекомендуется моторное масло класса не ниже (например) SH по API». Таким образом, моторное масло самых последних классов качества SJ, SL и SM является абсолютно универсальным (с точки зрения API);
  • для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п. CF - действующий класс, который является также универсальным (с точки зрения API) для любых дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п.

Таким образом, с точки зрения API, масло, имеющее спецификацию SJ/CF, SL/CF и SM/CF, является универсальным, высшего качества и подходит для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п., независимо от года выпуска, производители которых требуют применения масла, удовлетворяющего только лишь требованиям одного из классов по API.

В отличие от API, спецификация АСЕА более полно учитывает конструктивные особенности европейских двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. Ее требования по отдельным тестам значительно превышают требования API. Для европейского автомобиля, безусловно, следует отдавать предпочтение маркам масла, прошедшим испытания по АСЕА и получившим соответствующий класс качества по этой спецификации.

Спецификация АСЕА имеет в настоящее время следующие классы:

  • для бензиновых двигателей - А1-96(98), А2-96, А3-96(98) и А5-02;
  • для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п. - В1-96(98), В2-96(98), В3-96(98), B4-98 и В5-02.

Масло, одновременно удовлетворяющее классам А3 и В3, имеет самые совершенные характеристики и подходит для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п., независимо от года выпуска (например, Q8 Formula Special, Q8 Formula Excel, Q8 T 670 и Q8 Formula Advanced).

Немаловажной при выборе моторного масла является информация об имеющихся одобрениях на применение, выданных теми или иными производителями автомобилей. Наличие такого одобрения говорит о том, что данное масло было испытано на заводе-изготовителе автомобиля и полностью удовлетворяет особым конструктивным требованиям применяемых двигателей. Поэтому, при наличии выбора предпочтение следует отдавать тому маслу, на этикетке которого есть одобрение фирмы-производителя автомобиля.

Следует различать фразы на упаковках с маслом «соответствует спецификации производителя» и «одобрено к применению производителем». Первый случай означает, что изготовитель масла в одностороннем порядке считает свой продукт годным для применения в двигателях тех или иных автомобилях.

Второй случай относится к ситуации, когда тот или иной производитель автомобилей самолично испытал конкретный продукт и на основании результатов испытаний выдал собственное заключение, одобряющее применение этого продукта в двигателях своих автомобилей. Подобные испытания являются очень дорогостоящими, поэтому их могут себе позволить только самые именитые производители смазочных материалов. Остальные ограничиваются упоминанием о «соответствии».

в начало

Моторное масло для легковых автомобилей с двигателями EURO 4

С 2007 года Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей (ACEA) ввела новые классы качества моторных масел для легковых автомобилей – классы С: С1, С2 и С3. Эти классы относятся к так называемым смазочным материалам «Low SAPS», которые характеризуются низким содержанием сульфатной зольности, фосфорных и сернистых соединений. Такое масло наиболее полно сохраняет катализатор и другие системы очистки выхлопа автомобиля и полностью соответствует требованиям выхлопных систем двигателей класса EURO 4, включающих в себя 3-ступенчатую систему фильтров.

Смазочные материалы класса С изготавливаются на основе самых высококачественных базовых масел, не содержащих серу. Кроме того, при изготовлении применяются новые присадки, заменяющие дитиофосфат цинка, с высоким содержанием беззольных дисперсантов и низким содержанием детергентов. Кроме того, такое масло может применяться и для двигателей, разработанных ранее, при соблюдении существующих сроков замены масла.

В двигателях EURO 4 смазочные материалы класса С должны использоваться даже тогда, когда бензин или дизельное топливо практически свободны от серы. Выбор моторного масла того или иного класса С зависит от способа, которым изготовитель мотора обеспечивает соблюдение требований EURO 4 – конструкцией системы выхлопа, типом и размером катализатора, а также наличием или отсутствием сажевого фильтра (DPF).
Масло класса С3 надежнее защищает двигатель в экстремальных условиях, чем класса С2.

Однако, для дизельных двигателей класс С2 предпочтительнее, так как он повышает мощность, позволяет существенно экономить топливо, лучше защищает от отложений в канавках поршня и на поршневых кольцах и от износа стенок цилиндров и кулачков распределительного вала, чем класс С3. Класс С3 соответствует ACEA А3/В3/В4, а С1 и С2 наиболее полно соответствуют ACEA A5/B5.

Помимо контроля параметров масла на соблюдение стандарта ACEA, очень важно помнить, что у масла должно быть одобрение моторостроителя. Применение несоответствующего масла может привести к преждевременному отказу сажевого фильтра, к снижению эффективности катализатора и увеличению стоимости сервисного обслуживания автомобиля. Моторное масло Q8 Formula Special SAE 5W-30 соответствует требованиям класса С3 и уже имеет официальные одобрения от компаний Mercedes (МВ 229.31) и BMW (BMW Longlife-04).

в начало

Как переходить с одной марки моторного масла на другую?

Если ранее в двигателе использовалось качественное масло (минеральное, полусинтетическое или синтетическое) производства ведущих фирм, не нарушались интервалы замены, двигатель не имеет значительных отложений, то переход на использование масла другой марки производится в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла, которые приводятся в инструкции по эксплуатации.

Во всех остальных случаях, а именно:

  • если неизвестна марка и качество ранее залитого в двигатель масла;
  • если неизвестен пробег автомобиля после последней замены масла;
  • если имеются значительные отложения на внутренних поверхностях двигателя, которые возникают обычно при использовании некачественных масел, нарушении сроков замены или попадании в масло посторонних веществ, таких как охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т.п., перед сменой масла необходимо произвести промывку двигателя.

в начало

Как производить промывку двигателя?

Необходимо отметить следующие нюансы:
Во-первых, необходимость в промывке возникает не тогда, когда масло в двигателе кажется слишком темным (черным) и кажется, что двигатель «грязный». Как раз наоборот, когда в двигателе имеются значительные отложения, а масло даже после нескольких тысяч километров пробега остается чистым и прозрачным – это показатель того, что данное масло не обладает необходимыми моющими свойствами и его необходимо срочно заменить, а двигатель промыть.

Во-вторых, если на внутренних поверхностях двигателя имеются значительные отложения, то полностью их убрать удастся только при полной разборке двигателя. Никакая, даже самая агрессивная, специальная промывочная жидкость не справится с этой задачей, а неизбежное присутствие ее остатка в двигателе после промывки неблагоприятно скажется на балансе присадок в свежем масле.

В-третьих, следует иметь в виду, что промывка – это длительный процесс. Даже самая агрессивная промывочная жидкость или промывочное масло не смогут за 5-10 минут снять слой отложений, например, с клапанной крышки или с головки блока цилиндров, на поверхность которых масло (или в данном случае промывочная жидкость) попадает лишь в виде брызг. Лучше всего решить проблему с промывкой сможет высококачественное минеральное моторное масло (например, Q8 Formula Plus или Plus Diesel), содержащее необходимое сбалансированное количество моющих и диспергирующих присадок, и на котором, в отличие от промывочных жидкостей, можно не только «дать поработать двигателю на холостом ходу в течении 10-15 минут» (как пишут в инструкциях к применению промывок), а проехать не одну сотню километров.

Наиболее эффективно промывка свежим маслом происходит именно при работающем под нагрузкой двигателе. Однако, если вы проехали на таком масле уже более тысячи километров, а отложения в двигателе еще остались, это означает, что запас моющих свойств масла уже на исходе и требуется его замена. Следовать данной схеме необходимо и далее вплоть до исчезновения отложений, после чего можно переходить на интервал замены масла, рекомендованный изготовителем.

в начало

Как производить переход на использование синтетического моторного масла?

Если есть опасения, что при переходе на «синтетику» могут возникнуть проблемы, то следует придерживаться следующих рекомендаций:
  1. Сначала оценить состояние двигателя, т.е. проверить наличие отложений и дефектов сальниковых уплотнений. Если в двигателе уже имеются утечки масла, то переход на «синтетику» невозможен до ликвидации причин, их вызывающих;
  2. Если в двигателе имеются значительные отложения необходимо промыть масляную систему двигателя качественным минеральным маслом, желательно той же фирмы (см. выше), что и будущая «синтетика»; заливать синтетику в грязный двигатель небезопасно, так как, обладая повышенными текучестью и проникающей способностью, такое масло не только растворяет, но и отслаивает отложения, что может привести к закупорке маслопроводных каналов, фильтра и т.д.

Если есть основания полагать, что сальниковые уплотнения потеряли эластичность (о чем, например, говорят следы подтеков в местах посадки), то переход на «синтетику» лучше произвести после замены сальников. Если же следов подтеканий не наблюдается, то для надежности можно порекомендовать сначала перейти на использование полусинтетического масла (например, Q8 Formula Advanced или Q8 Formula Advanced Diesel) и проехать на нем полный интервал до замены. Если и после этого подтеки в местах посадки сальников не появились, то можно смело переходить на использование синтетических продуктов.

в начало

Как правильно выбрать трансмиссионное масло?

Методика выбора трансмиссионного масла аналогична выбору моторного масла. Это масло также классифицируется по SAE и API, но вязкостно-температурные характеристики и показатели качества определяются своими численными значениями и обозначениями. Основой для выбора конкретной марки являются требования производителя автомобиля к применяемому трансмиссионному маслу, приведенные в инструкции по эксплуатации.

Однако, если сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно (или их нет), то необходимо самостоятельно выбрать марку трансмиссионного масла, основываясь на данных оригинального «Каталога по применению смазочных материалов» того или иного изготовителя смазочных материалов.

Внимание! В некоторых моделях автомобилей в качестве трансмиссионного масла рекомендуется использовать моторное масло или трансмиссионное масло со специфическими свойствами!

Для выбора трансмиссионного масла необходимо подобрать:

  • класс вязкости по SAE;
  • класс качества по API;
  • минеральное или синтетическое масло.

в начало

Как выбрать класс вязкости трансмиссионного масла по SAE?

При выборе класса вязкости трансмиссионного масла необходимо следовать инструкции завода-изготовителя автомобиля. Если же она отсутствует или не содержит подобных рекомендаций, то при выборе так называемого «зимнего» класса вязкости необходимо руководствоваться значениями зимних температур в регионе, где эксплуатируется автомобиль. При этом можно воспользоваться следующей таблицей, рекомендации которой совпадают с требованиями большинства европейских производителей агрегатов трансмиссии автомобилей:

Класс вязкости по SAE

Температураокружающейсреды

Масло Q8

SAE

API

Базовое масло

75W

до –40°С

Q8 T65

75W-90

GL-5

синтетическое

80W

до –26°С

Q8 T55

80W-90

GL-5

минеральное


Что касается выбора так называемого «летнего» класса, то следует отметить, что большинство европейских производителей трансмиссий для легковых автомобилей рекомендуют использовать масло класса 90 по SAE.

В настоящее время, есть возможность подобрать для своего автомобиля такое трансмиссионное масло, которое наиболее полно удовлетворяло бы условиям его эксплуатации как летом, так и зимой, то есть «одно масло – круглый год».

в начало

Как правильно выбрать класс качества трансмиссионного масла?

Качество трансмиссионного масла определяется спецификацией GL (Gear Lubricants) по стандарту API.
В соответствии с этим стандартом минеральное масло класса GL-4 предназначено для спирально-конических и гипоидных зубчатых передач, работающих на высоких скоростях и при малых крутящих моментах или на малых скоростях и при больших крутящих моментах; количество серо– и фосфоросодержащих противозадирных ЕР-присадок средней активности до 4% массы. Такое масло предназначено для синхронизированных КПП с ручным управлением.

Минеральное масло класса GL-5 предназначено для гипоидных передач, работающих на высоких скоростях и при малых крутящих моментах, а также при ударных нагрузках; количество тех же противозадирных ЕР-присадок высокой активности до 6,5% массы (например, Q8 Т55). Это масло используется в дифференциалах ведущих мостов и главных передачах автомобилей, а также в некоторых КПП, для которых требуется именно такое масло.

В последние годы появилось универсальное трансмиссионное масло на синтетической основе со спецификацией API GL-4, GL-5 (например, Q8 T65 GL-5). Такое масло не содержит серо– и фосфоросодержащих EP-присадок. В его состав включены специальные разделяющие присадки, не вызывающие коррозии цветных металлов (в частности, колец синхронизаторов КПП), но одновременно хорошо защищающие как ручную КПП, так и гипоидную передачу ведущего моста автомобиля.

Благодаря синтетической основе такое масло имеет энергосберегающие свойства, очень низкую температуру застывания – ниже минус 40°С (для минерального масла – только до минус 26°С), и индекс вязкости более 150, что в 1,5 раза превышает норму для минерального трансмиссионного масла. Это особенно важно для работы 5-ступенчатой КПП при отрицательных температурах.

Современное трансмиссионное масло, подобное Q8 T65, отвечает концепции «Total driveline» («Общее для всей трансмиссии») и является наиболее перспективными для применения в трансмиссиях современных автомобилей.

в начало

Взаимозаменяемы ли жидкости для автоматических коробок передач (ATF)?

Взаимозаменяемы только жидкости ATF, имеющие одинаковые спецификации. Однако в настоящее время нет проблемы найти в магазинах жидкость, имеющую точно такую спецификацию, которая требуется производителем автомобиля и приводится в инструкции по эксплуатации. Например, в инструкции требуется жидкость, имеющая спецификацию Dexron IID. В этом случае для замены и доливки необходимо просто найти марку жидкости, имеющую именно эту спецификацию (например, Q8 Auto 14).

В настоящее время можно приобрести жидкость ATF последнего поколения со спецификацией Dexron III (например, Q8 Auto 15), которая имеет усовершенствованные характеристики по сравнению с предыдущими ATF типа Dexron и полностью их заменяет. Эта жидкость обеспечивает лучшие фрикционные характеристики в течение более длительного времени работы и в более широком диапазоне температур, имеет более высокую антиокислительную устойчивость и лучшие высоко- и низкотемпературные свойства. Как итог – улучшается работа и повышается надежность коробки переключения передач, периоды ее обслуживания и замены ATF увеличиваются.

При доливке необходимо также помнить, что жидкости ATF разных цветов не совместимы.

в начало

Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?

Большинство производителей автомобилей требуют применения для системы охлаждения охлаждающей жидкости, состоящей из 50% концентрата антифриза на основе этиленгликоля и 50% дистиллированной воды. При такой концентрации температура начала кристаллизации раствора будет составлять минус 35°C (например, антифризы Q8 Antifreeze Long Life Premixed или Q8 Antifreeze Premixed, изготовленные на основе соответствующих концентратов). Точные пропорции разбавления концентрата охлаждающей жидкости вместе с достигаемой при этом температуре начала кристаллизации раствора обычно указываются на упаковке с продуктом.

Оптимальное значение рН раствора любого антифриза лежит в интервале от 6 до 9, поэтому раствор должен содержать не менее 33% этиленгликоля; меньшее содержание этиленгликоля в растворе ведет к значительному увеличению скорости коррозии металлов. Рекомендуется также менять охлаждающую жидкость не реже, чем 1 раз в 2–3 года или после определенного пробега согласно инструкциям моторостроителя.

Можно дать следующие рекомендации:

  • Не рекомендуется смешивать охлаждающие жидкости разных марок и тем более простые антифризы с антифризами класса «Long Life». Это приводит к снижению защитных свойств антифриза.
  • Нельзя смешивать антифризы разных цветов (различные цвета могут указывать на различия в химическом составе присадок).
  • В случае необходимости для доливки лучше использовать готовый раствор используемого антифриза или дистиллированную воду, контролируя при этом плотность получаемой смеси для определения температуры замерзания.

в начало

Взаимозаменяемы ли тормозные жидкости?

Взаимозаменяемыми являются тормозные жидкости, имеющие спецификации DOT3, DOT4 или DOT5.1, соответствующие международному стандарту FMVSS 116 (например, Q8 Brake Fluid DOT 4). Причем жидкость DOT3 может быть заменена на более современные DOT4 или DOT5.1, но не наоборот!
Жидкости, имеющие спецификацию DOT5 и изготовленные на силиконовой основе, взаимозаменяемы только между собой.

в начало