Вот и наступила долгожданная весна - самое время для автомобилистов заняться подготовкой машины к летнему сезону. Если вы постоянно следите за ней, это не потребует больших финансовых затрат, но день-два кропотливой и, увы, достаточно грязной работы вас ожидает. Правда многое за вас могут сделать в автосервисе, но лучше все-таки заранее знать список необходимых работ и принцип их проведения. Напомним несколько общих правил и порядок работ, которые следует произвести с автомобилем любой марки после зимней эксплуатации.

Кузов

Как известно, самое дорогое в автомобиле - это кузов. Например, в общей стоимости "Жигулей" на его долю приходится 51%, поэтому и отношение к состоянию кузова должно быть особенно серьезным. Прежде всего, нужно тщательно вымыть машину, желательно со специальным автомобильным шампунем. Не забудьте отмыть от грязи днище, колесные арки, а также двигатель и моторный отсек. Крайне агрессивный соляной раствор за зиму проникает так глубоко, что без ежегодной чистки разрушаются даже самые прочные детали.

После мойки внимательно изучите состояние лакокрасочного покрытия. Все обнаруженные царапины и сколы краски нужно аккуратно зачистить, обезжирить и подкрасить. Если на кузове есть очаги ржавчины, их нужно зачистить до металла и, перед окраской, обработать преобразователем ржавчины.

Во всякой машине есть места, которые ржавеют в первую очередь и, следовательно, требуют особого внимания при обслуживании после зимнего сезона. Прежде всего, это пороги, нижние части передних и задних крыльев, передний фартук (если он, конечно, металлический), колесные арки. Если ваш автомобиль обработан противокоррозионными средствами, достаточно проверить состояние мастики и восстановить ее слой в местах повреждений. Если же противокоррозионную обработку не проводили, ее можно сделать в специализированной мастерской (благо предложений по этой услуге много). Используемые профессионалами современные импортные и отечественные мастики защитят кузов на 2-3 года.

Практически на всех отечественных и большинстве импортных машин в нижней части дверей есть сливные отверстия, предназначенные для того, чтобы попадающая внутрь дверей вода свободно вытекала. Часто эти отверстия забиваются грязью, поэтому следует регулярно прочищать их гладкой деревянной палочкой. Осматривая двери, обратите внимание на состояние уплотнителей и металла под ними. Если на уплотнителях есть разрывы, лучше их сразу заменить. Если уплотнители целы, обработайте их специальной смазкой, содержащей силикон.

Двигатель

По сравнению с кузовом подготовка двигателя больших хлопот не потребует. После мойки проверьте при заведенном двигателе не подтекает ли масло или охлаждающая жидкость (на чистом двигателе свежие подтеки хорошо видны). Чаще всего масло подтекает через прокладки крышки головки блока и поддона картера.

После зимней эксплуатации полагается проверить состояние свечей зажигания. Их нужно тщательно очистить, а если они отслужили свой срок, - заменить.

Следующий важный элемент - аккумулятор. Очистите его от грязи и протрите насухо. У обслуживаемых батарей проверьте уровень и плотность электролита. Клеммы аккумулятора зачистите металлической щеткой или шабером. После этого обратите внимание на крепление аккумулятора, зачистите и обработайте смазкой клеммы проводов.

И напоследок самая известная процедура - замена масла. Если ваши ежегодные планы по замене масла должны осуществиться не весной, то все равно наши советы могут вам пригодиться. Остановимся более подробно на вопросе «промывки» двигателя перед заменой масла. Есть несколько важных моментов, которые не всегда известны автолюбителям:

Во-первых, необходимость в промывке далеко не всегда возникает, когда масло в двигателе кажется "слишком" темным, и вы думаете, что двигатель "грязный". Как раз наоборот случается, что в двигателе имеются значительные отложения, а масло даже после нескольких тысяч километров пробега остается чистым и прозрачным. Это показатель того, что данное масло не обладает необходимыми "моющими" свойствами, и его необходимо срочно заменить, предварительно промыв двигатель.

Во-вторых, если на внутренних поверхностях двигателя имеются значительные отложения, то очистить его полностью удастся только при полной разборке двигателя. Никакая, даже самая агрессивная, специальная промывочная жидкость не справится с этой задачей.

В-третьих, следует иметь в виду, что "промывка" - это длительный процесс. Даже самая агрессивная промывочная жидкость не сможет за 5-10 мин. снять слой отложений, например, с клапанной крышки или с головки блока цилиндров, на поверхности которых масло (или в данном случае промывочная жидкость) попадает лишь в виде брызг.

Лучше всего решить проблему с промывкой сможет, как ни странно, обычное, но обязательно качественное минеральное моторное масло. На нем, в отличие от промывочных жидкостей, можно не только дать поработать двигателю на холостом ходу, но и проехать не одну сотню километров. Однако, если вы проехали на таком масле уже более тысячи километров, а отложения в двигателе еще остались, - это означает, что запас моющих свойств масла уже на исходе, и требуется его замена. Повторять операцию необходимо и далее, вплоть до исчезновения отложений. После полной очистки двигателя можно залить выбранное Вами для дальнейшей эксплуатации моторное масло и перейти на интервал замены масла, рекомендованный изготовителем.

Шины

Специалисты автомобильного профиля однозначно говорят, что летом нужно ездить на летних шинах, а зимой - на зимних. "Всесезонные" шины в российском климате своего названия не оправдывают.

Возникает вопрос: когда сменить зимние шины на летние? Ответить на него однозначно нельзя, так как очень уж много параметров влияет на выбор шин - это и средняя температура воздуха днем и ночью, и качество дорожного покрытия, и наличие на нем льда, снега и грязи, то есть все зависит от того: по каким дорогам и в каких условиях вам предстоит ездить.

Если температура перевалила за +5оС, можно перейти на летние шины. Но только в том случае, если ваши поездки ограничиваются в основном городской чертой и оживленными трассами. Для загородных поездок знания только температуры воздуха недостаточно. Нужно учитывать и реальное состояние дорог: те, по которым не слишком много ездят, освобождаются ото льда значительно позже городских улиц и автомагистралей, и, пока они не просохнут, на летних шинах туда лучше не выезжать.